В чем выражается невроз навязчивых движений у детей?

В 21 веке практически каждый ребенок подвержен стрессу. Несмотря на то, что мы обладаем огромным количеством развивающих гаджетов, игр, возможностей для развития наших детей, их психо-эмоциональное состояние постоянно подвержено серьезному стрессу. Конечно, невроз у ребенка может быть следствием проживания и формирования личности в неполной семье (нет папы или же мамы), стрессом для детей является жизнь с чужим папой, а также непосредственно присутствие при родительских скандалах.

Неврозы у детей дошкольного возраста: симптомы и классификация заболевания

Невротическое расстройство у дошкольников — обратимое психогенное нарушение, которое представляет собой ответную реакцию ребенка на психотравмирующие обстоятельства. Симптомы различны и зависят от типа патологии, личностных характеристик больного. Общие проявления следующие:

  • неустойчивость и резкие перепады эмоционального фона, настроения;
  • повышенная слезливость и капризность по малейшим поводам;
  • раздражительность, гипервозбудимость;
  • непереносимость каких-либо внешних раздражителей: яркого света, определенного запаха, звука и т.д.;
  • повышенная двигательная активность, возможны навязчивые движения при неврозе навязчивых состояний у детей дошкольного возраста;
  • неустойчивость заинтересованности к играм и развлечениям;
  • плохая концентрация внимания;
  • нарушение аппетита и сна.

Психологические симптомы сопровождаются нарушениями психосоматики: головная боль в висках, тремор рук или ног, нарушение чувствительности тела, повышенная утомляемость — спутники невроза у детей. Виды расстройств:

  • Невроз страха. Дошкольный период характеризуется повышенной склонностью к фобиям и страхам. Чаще всего такой тип патологии выражается в истериках или капризах перед сном. Причинами выступают: страх темноты, страх ложиться спать и засыпать. У немалого количества детей наблюдается страх посещения детского сада. В этой ситуации взрослым нельзя ругать малыша, наказывать и стыдить.
  • Невроз навязчивых состояний проявляется в необычных движениях и привычках. Это может быть покусывание пальцев, обгрызание ногтей, выдергивание волос, раскачивания тела ритмичными однообразными движениями.
  • Истерический невроз проявляется повышенной раздражительностью. Маленький пациент слишком бурно реагирует на родительское «нет» – демонстративно падает на асфальт, бьется руками и ногами о пол, кричит, рыдает.
  • Патологический энурез — явление, которое происходит ночью после психотравмирующей ситуацией. Развитию энуреза способствуют родительские физические наказания, моральное давление, стрессы в жизни малыша. Кроме недержания мочи наблюдается повышенная плаксивость и капризность. Возможно появление тиков, заикания.

Причины, вызывающие заболевание

Детский невроз – заболевание психического характера, отличающееся ярким проявлением. Болезнь обратима, сохраняет целостность личности, не предполагает изменения восприятия реальности. Факторы, провоцирующие невротические отклонения:

  • чрезмерная перегруженность, физическая усталость, утомляемость;
  • психическая склонность (неуравновешенность, болезненное восприятие собственных неудач, нервозность);
  • переживания, вызванные внешними факторами (семейные, дружеские взаимоотношения, пережитый стресс);
  • неумение переключаться, развлекаться, негативизм.
Причины, вызывающие заболевание

Детский возраст – период становления личности, развития высших психических функций. Заболевания нервной системы нарушают протекающие процессы, формируя комплексы, фобии, тревожность, неуверенность во взрослой жизни. Родительская задача – вовремя заметить симптомы невроза у детей, установить тип заболевания, провести грамотную корректировку или лечение.

Читайте — Как бороться с паническими атаками

Профилактика неврозов у детей

Состояние высшей нервной деятельности человека в значительной степени определяется влиянием внешней среды, социальными условиями, в которых находится человек. Большое значение в формировании высшей нервной деятельности человека имеет правильное воспитание с раннего детства.

«Тепличная обстановка» при воспитании может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется «жалким трусом», — отмечал И. П. Павлов. Вот почему в основе воспитания в детском и юношеском возрасте на первом плане должны стоять меры, которые развивают выдержку, стойкость в достижении цели, любовь к труду, желание самосовершенствования. Целесообразно сказать, что здесь нельзя недооценивать большое значение не только домашнего воспитания, но и воздействие педагогического коллектива, класса, дают многочисленные примеры для подражания.

В воспитании волевых качеств большая роль принадлежит физической культуре и спорту с их разнообразными видами и методами, среди которых всегда можно найти такие, которые могут быть интересны для молодого человека. Организованые соревнования способствуют развитию устойчивости, воли к победе, коллективных навыков. Воспитание в коллективе (в дошкольном учреждении, школе) прививает ребенку чувство товарищества, дружбы, общей цели. По статистическим данным, неврозами часто болеют дети, воспитывающиеся одиночками среди взрослых, которые делают их центром своего внимания, поэтому потакают всем их желаниям и требованиям.

Читайте также:  Нервное истощение организма симптомы и лечение

Большое значение в формировании личности и высшей нервной деятельности ребенка, подростка и юноши имеет жизнь в семье и не только взаимоотношения ребенка с родителями, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, пьянство родителей, драки, деспотизм во взаимоотношения родителей могут вызывать срывы в нервной деятельности ребенка и предпосылки к развитию невротических состояний. Достаточно частой причиной невроза в детском возрасте является развод родителей, что приводит к сложной ситуации, в которой ребенок не может разобраться и не знает, на кого из родителей ему следует ориентироваться, особенно если она продолжает встречаться и с отцом, и с матерью.

Для укрепления процессов внутреннего торможения большое значение в детском возрасте имеет правильный режим распределения времени ребенка с соблюдением дневного отдыха, своевременного и достаточно продолжительного сна. Последнее особенно важно, поскольку во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений и особенно от негативных эмоциональных нагрузок. Вышеперечисленные профилактические меры для предотвращения неврозов у детей и подростков в значительной мере имеют значение и для учителей. Здесь также существенное значение имеет правильное распределение труда и отдыха, нормальный рабочий день и сон не менее 8 часов в сутки, а также характер микроклимата в педагогическом коллективе, умение анализировать проблему, принятия продуктивных решений, отказ от признания своей точки зрения как единственно возможной, умение найти возможность компромисса.

Следовательно, предотвратить усталость возможно путем избежания стрессовых ситуаций, положительной установки на преодоление тех или иных нервных отклонений (нормализация семейных отношений, справедливое отношение учителя ко всем детям в классе и т.п.).

Наши статьи по теме:

  1. Профилактика гриппа у детей
  2. Заболевания нервной системы и их профилактика
  3. Перкуссия у детей. Виды перкусии. Перкусия легких и сердца
  4. Влияние подвижных игр на характер и поведение детей
  5. Головной мозг и спинной мозг у детей

Невроз навязчивости у детей подразделяется на обсессии и компульсии.

Обсессивный невроз у детей проявляется в навязчивых мыслях. Ребенку свойственно бояться то, чего нету или было когда то. Это и есть навязчивые мысли, которые не оставляют дитя в покое.

Компульсии — это определенные повторяющиеся навязчивые движения, с целью избавиться от негативных эмоций. У каждого ребенка могут быть разные «сигналы» навязчивых движений. Например, вертеть головой в разные стороны, означает отрицательный ответ.

Невроз навязчивости у детей так же может быть следствием других видов невроза.

Формы неврозов

Традиционно выделяют следующие три формы неврозов[5; 6]:

  1. Неврастения (невроз истощения) – проявляется повышенной возбудимостью и раз­дражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. И.П. Павлов считал «раздражительную слабость» основным признаком неврастении [5]. Неврастения сопровождается вегетативными расстройствами, головными болями, сенсомоторными расстройствами (повышением чувствительности к различным раздражителям), эмоциональной неустойчивостью, нарушениями психических процессов (трудностями сосредоточения, нарушениями памяти). Самочувствие неврастеников постоянно характеризуется чувством разбитости. Возникновение неврастении связано с чрезмерными интеллектуальными, эмоциональными или физическими нагрузками, приводящими к истощению нервной системы.
  2. Истерический невроз – проявляется самыми разнообразными функциональными психическими, со­матическими и неврологическими расстройствами и характери­зующийся большой внушаемостью и самовнушаемостью боль­ных, стремлением любой ценой привлечь к себе внимание ок­ружающих. Симп­томы истерии обычно напоминают проявления самых различ­ных болезней, поэтому назвал ее «великой симу­лянткой» [5]. При истерических расстройствах всегда чувствуется желание болезни, есть что-то искусственное, утрированное, показное изображение страдания. Аффективные нарушения характеризуются лабильностью эмо­ции, быстрой сменой настроения, склонностью к бурным аффек­тивным реакциям со слезами, часто переходящими в рыдания.
  3. Невроз навязчивых состояний – проявляется навязчивыми страхами (фобиями), навязчивыми мыслями (обсессиями) или навязчивыми влечениями и действиями (компульсиями). Обычно навязчивые состояния с течением времени прогрессируют, т.е., например, увеличивается число фобических страхов. Обычно содержание навязчивых страхов, мыслей и т.д. связано с травмирующей ситуацией, вследствие которой возник невроз.
Читайте также:  Все о болезни Дауна: симптомы, диагностика, лечение

Общими особенностями всех форм неврозов являются нарушения эмоциональной сферы (эмоциональное напряжение, тревожность, постоянно сниженное, подавленное настроение и т.д.), часто проявляющиеся соматовегетативными расстройствами (дрожь, потливость, сердцебиение, бледность, затруднения дыхания и т.д.) [1].

В детском и подростковом возрасте для перечисленных форм неврозов характерны следующие особенности:

  1. Для неврастении – нарушения сна и аппетита, капризность, плаксивость. «Внутренний конфликт в этих случаях проявля­ется в непреодолимом противоречии «надо» и «не могу», «хочу» и «не могу». Он связан с тем, что желания у астеника такие же, как и у любого нормального ребенка, а энергетический психофи­зический потенциал значительно ослаблен. Поэто­му такой ребенок обычно защищается попытками избавиться от любых нагрузок, являющихся для него перегрузками. Ему легче, если его будут счи­тать больным. Поэтому он склонен искать помощи, сочувствия, лишь бы его оставили в покое» [1].
  2. Для истерического невроза – приступы удушья, нервная рвота, тики, энурез, заикания и т.д. «Основным двигателем такого реагирования является желание ребенка при­влечь к себе внимание родителей, утраченное в результате вынужденной разлуки или других психо­генных детских переживаний. Если ситуация не разрешается, невротические симптомы и трудности поведения нарастают» [1]. В детском и подростковом возрасте, особенно в периоды возрастных кризисов, истерия возникает значительно чаще, чем у взрослых.
  3. Для невроза навязчивых состояний – повторяющиеся патологические действия – сосание пальцев, обкусывание ногтей, навязчивое выдергивание волос или накручивание их на пальцы и др. [5]. В детском возрасте наиболее часто возникают навязчивые страхи, тесно связанные с переживаниями детей, конфликтами в семье, неудачами в учебе и общении [1]. В подростковом возрасте неврозы навязчивых состояний нередко принимают форму одного из двух часто встречающихся синдромов [1]:
    • Дисморфофобия – навязчивая убежденность либо в наличии у себя какого-либо физического недостат­ка (уродливые черты лица, строение тела), либо в распространении неприятных запахов. При этом больные опасаются, что окружающие замечают эти недостатки, обсуждают их и смеются.
    • Нервная анорексия – прогрессирующее са­моограничение в еде при снижении аппетита с целью похудения в связи с навязчивым страхом располнеть и убежденностью в чрезмерном весе.

Таким образом, в детском и подростковом возрасте наблюдаются те же формы неврозов, что и у взрослых, но характеризующиеся определенными возрастными особенностями.

Лечение

Основными процедурами как лечебного, так и профилактического воздействия при появлении истерических неврозов у детей становятся:

  • соблюдение определенных правил поведения родителями (и окружающих ребенка взрослыми);
  • спокойный, правильный режим дня;
  • дополнительный отдых;
  • длительные прогулки на свежем воздухе;
  • активные подвижные игры;
  • ограничение общения малыша с тревожащими его факторами, негативно влияющими на психическое состояние;
  • спокойное и внимательное отношение взрослых к проявлениям симптомов заболевания ребенка.

Всё это способствуют достаточно быстрому изменению в негативном поведении маленького человека.

Памятка: Лечение истерического невроза у детей

Кроме того, профессиональным лечением истерического невроза у детей занимается психотерапевт, который, в зависимости от степени развития патологического процесса, применяет следующие методики:

Лечение
  • специальные методы психотерапии;
  • медикаментозное воздействие лекарственными препаратами;
  • гомеопатия.

Внимание! Очень эффективным и успешным методом лечения невроза становится игровая терапия.

Чаще всего — без помощи не обойтись

Главная задача врача при лечении неврозов — определение причинно – следственной связи появления расстройства и ее устранение, что и становится основным методом терапии. Залогом полного и успешного выздоровления ребенка становится изменение его образа жизни и большое количество положительных перемен и эмоций.

Если у малыша появились первые признаки истерии и невроза, то лечение ни в коем случае не следует игнорировать или откладывать – развитие патологии приводит к достаточно серьезным последствиям, вплоть до полного изменения личности. Обычно, наряду с применяемыми методиками лечения, врачи советуют приобрести для ребенка простой аквариум с рыбками, ведь наблюдение за ними значительно успокаивает нервную систему малыша. Кроме того, родители обязаны правильно организовать режим дня, включая активные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и посещение различных мероприятий, благотворно влияющих на развитие ребенка.

Читайте также:  Диссомния – нарушение сна, как справиться

Симптомы невроза

Формами невроза являются:

  • неврастения;
  • конверсионное расстройство;
  • обсессивно-компульсивное расстройство.

Неврастения

Психическими симптомами неврастении являются:

  • повышенная возбудимость;
  • утомляемость;
  • вспыльчивость;
  • раздражительность;
  • быстрая смена эмоций (печали и радости);
  • тревога;
  • когнитивные расстройства в виде снижения памяти и внимания.

телесных симптомахФизическими симптомами неврастении являются:

  • сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • дрожание рук;
  • нервные тики;
  • головные боли;
  • нарушения сна.

нервной системырадость быстро сменяется грустьюбыстрое появление и утоление голодапостоянная сонливость и быстрое пробуждениеЧасто встречающимися симптомами неврастении являются:

  • 95 процентов – астения или же слабость;
  • 80 процентов – эмоциональная неустойчивость;
  • 65 процентов – повышенная раздражительность;
  • 60 процентов – расстройства сна;
  • 50 процентов – головные боли;
  • 48 процентов – другие телесные симптомы, такие как сердцебиение, одышка, потливость.

электроэнцефалограмме

Конверсионное расстройство

как правило, это женщины, но встречаются и мужчинысамовнушениеЧастыми симптомами конверсионного расстройства являются:

  • припадки;
  • расстройства двигательной активности;
  • расстройства чувствительности;
  • вегетативные нарушения;
  • расстройства органов чувств и речи.

Припадки«зрителей»судорогфаза клоунизмаистерическая дугапокраснение или побледнение, повышение артериального давленияРасстройства двигательной активностиистерическая кривошеяРасстройства чувствительностиснижении чувствительностиповышении чувствительности

где, возможно, когда-то была травмаобезболивающие средстваВегетативные нарушенияпобледнение или покраснениервотубронхиальной астмыикотызапорыдиареиРасстройства органов чувств и речиистерический амаврозмутизмомчто, в то же время, будет доказывать, что вопрос был услышан пациентомкашель

Обсессивно-компульсивное расстройство

обсессивныхфобиикомпульсииНавязчивые мысли и представлениянапример, семь раз проверить выключатели на плитеНавязчивые страхи (фобии)Четко определены следующие навязчивые страхи:

  • боязнь заболевания сердца – кардиофобия;
  • боязнь заболеть раком – канцерофобия;
  • боязнь заболеть психическим заболеванием – лиссофобия;
  • страх закрытых помещений – клаустрофобия;
  • страх открытых пространств – агорафобия;
  • боязнь микробов – мизофобия.

компульсииНавязчивые действия (компульсии) шизофрении

Нарушение половой функции при неврозах

Видами половой дисфункции при неврозе являются:

  • алибидемия – снижение полового влечения;
  • эректильная дисфункция – отсутствие эрекции;
  • дисэрекционный синдром – падение эрекции во время полового акта;
  • растормаживание полового влечения (частые эрекции);
  • аноргазмия – отсутствие оргазма;
  • психогенный вагинизм – непроизвольное сокращение мышц таза и влагалища.

спонтанные поллюции

Симптомы детского невроза

Детский невроз проявляется в таких симптомах, как:

  • Нарушение сна, частые ночные кошмары, бессонница;
  • Расстройство работы желудочно-кишечного тракта, которое выражается в приступах рвоты, тошноты, полном или частичном снижении аппетита, а также – в анорексии;
  • Слабость в теле;
  • Повышенная утомляемость;
  • Головные боли, сопровождающиеся головокружениями;
  • Кашель по причине нарушения работы центральной нервной системы;
  • Недержание мочи у детей от 3 до 6 лет;
  • Периодические или же постоянные боли в области сердце;
  • Судороги нижних конечностей.

Дети с неврозом очень раздражительны, крайне ранимы, уязвимы, чувствительны, подвержены депрессиям, истерикам, припадкам (чаще всего они возникают в общественных местах).

Чем опасны?

Неврозы не относятся к числу смертельно опасных заболеваний, но увеличивают риск летального исхода ребенка по причине его нестабильной психики.

Чем опасны?

Главными последствиями заболеваний этой группы является серьезное нарушение адаптационных свойств и депрессивных состояний. В детском возрасте неврозы могут проявляться в виде раздражительности или страхов.

Постепенно данные состояния будет обостряться. Во взрослом возрасте они превратятся в фобии и могут стать причиной чрезмерной агрессии по отношению к окружающим.

Медикаментозная терапия

Терапия с помощью лекарственных средств имеет второстепенное значение в процессе лечения. Как правило, она проводится перед психотерапией. Назначаются:

  • общеукрепляющие, тонизирующие препараты (витамины группы В, С, препараты кальция);
  • ноотропы (пирацетам);
  • препараты для уменьшения количества жидкости в организме или отдельных органах (диуретики);
  • настойки из лекарственных трав (травы, оказывающие успокаивающее действие);
  • транквилизаторы — применяются только в случае чрезмерной активности, расторможенности (хлордиазепоксид);
  • физиотерапия (электрофорез, электросон);
  •  возможно применение малых доз антидепрессантов (имипрапин).

Следует помнить, что только врач может назначить препараты, необходимые для лечения заболевания.