Дислексия — это… Виды, причины, симптомы и лечение дислексии

Средние века вместе с их неграмотностью давно остались в прошлом. Сейчас умение читать считается базовым навыком. Сложно себе представить взрослого человека, читающего по слогам, однако такие люди существуют. Они не ленивые, не глупые, просто у них дислексия. Что это за болезнь?

Механизмы чтения

Чтение – сложный навык усвоения знаков, который происходит в процессе обучения и представляет собой опознавание и воспроизведение звуков речи. В организации акта чтения принимают участие зрительный, речедвигательный и реслуховой анализаторы головного мозга. При этом активизируются заднелобные, нижнетеменные, височные, затылочные отделы левого полушария. Теменная доля отвечает за восприятие и анализ чувствительных раздражителей, затылочная – за восприятие и переработку зрительной информации, височная доля – поле запоминания слов, лобные доли отвечают за процесс воспроизводства прочитанного.

Движение глаз из стороны в сторону, сам процесс чтения происходит в момент фиксации, остановке глаз на строке. Стратегия чтения заключается в «забегании» глазами вперед и возвращении назад, здесь очень важно постоянное движение глаз. При ограничении свободного передвижения глаз по тексту процесс чтения нарушается. Единицей прочитанного является СЛОВО, а буквы в нем являются ориентирами. В процессе чтения глаза воспринимают не все буквы, а лишь доминирующие, несущие наибольшее количество информации о слове.

Причины дислексии

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.

К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.

ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

Чтобы выявить причину данного нарушения, специалист оценивает все психофизиологические и эмоциональные аспекты. С этой целью врач собирает сведения, касающиеся беременности, наличия врожденных заболеваний и патологий, приобретенных в раннем возрасте, плюс изучаются особенности развития ребенка в первые годы его жизни.

Одной из основных причин дислексии называют наследственную предрасположенность (существует даже термин «семейная дислексия»).

Среди биологических факторов, провоцирующих возникновение данного нарушения, называют:

  • перинатальные повреждения;
  • затяжные роды;
  • поражения центральной нервной системы;
  • инфекционные и механические поражения мозга и т.д.

Среди других возможных причин – социальные факторы, включая дефицит речевого общения, чересчур раннее начало обучения ребенка, а также общение с окружающими на двух и более языках (билингвизм).

В некоторых случаях проводится функциональная диагностика мозга (МРТ). Обычно у детей с дислексией наблюдается снижение плотности мозговой ткани в левой височной доле.

Как понять, что у ребенка дислексия?

Наиболее четкую картину дает МРТ. Для диагностики используют также нейровизуализацию и ПЭТ (позитронно-эмисионную томографию). У людей, которые испытывают подобные симптомы, наблюдается сниженная активность в области задней части извилины, которая располагается в средней височной доли мозга. Встречается еще один симптом: отличия в структуре мозговой ткани.

Выделяют и другую симптоматику заболевания:

  • нарушение равновесия между полушариями
  • перенесенные инфекции
  • ЧМТ
  • родовые травмы
  • осложнения во время беременности, связанные с перенесенными матерью, инфекциями
  • социальные факторы (дефицит общения, некачественное обучение, изоляция и пр.)

Диагностировать дислексию можно у пациентов, которые:

  • неуклюже захватывают инструмент письма
  • испытывают проблемы с концентрацией внимания
  • испытывают проблемы с памятью
  • изменяют последовательность букв в написании слов
  • отказываются от чтения вслух
  • отказываются от написания сочинений
  • испытывают трудности с ориентированием
  • испытывают сложности в чтении

Наличие большей части этих симптомов может свидетельствовать о начальной стадии развития заболевания.

Дислексия: наиболее важной является ранняя диагностика

Коррекция дислексии у младших школьников должна учитывать множество факторов. Но прежде всего необходимо вовремя диагностировать это заболевание, лучше на ранних его этапах. Не верьте, когда люди вокруг говорят о вашем ребенке, что он «слишком маленький для того, чтобы ставить ему диагноз» или что «он вырастет нормальным и здоровым, просто возраст такой». Нет, не возраст, нет, не вырастет. Дислексия – это заболевание, отклонение, которое требует вмешательства специалиста и особого подхода. Дислексию нельзя вылечить полностью, но ее можно исправить и значительно улучшить положение дел. Чем раньше вы заметите, что у вашего ребенка проблемы с написанием и чтением, тем легче будет ему помочь. Многое зависит от восприимчивости родителей и учителей. Если они видят, что учеба вызывает необычные проблемы у их детей — им не следует недооценивать эту проблему. Здесь как можно скорее нужно обращаться к специалистам в ближайшем психолого-педагогическом консультационном центре или психиатрической клинике для детей и подростков для лечения или профилактики дислексии.

Симптомы

Следует начать с самых ранних симптомов. Заметив первые признаки, стоит обязательно обратиться к доктору. Прежде всего, это перестройка порядка букв в процессе составления слов, видоизменение порядка чисел, отказ от того, чтобы читать вслух и писать, трудности в изучении алфавита, невнимательность, неуклюжесть, плохая память, путаница в ориентировании.

  • В дошкольном возрасте признаки могут быть следующими: позднее развитие речевого аппарата, плохое запоминание простейших вещей, трудности в изучении и произношении слов. Также наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, и появляется путаница в расположении букв в словах, развивается ЗПР.
  • В 1-3 классах у ребёнка могут быть проблемы с декодированием слов. Он может делать разворот слов и букв, заменять одни похожие по звучанию слова на другие. С дислексией , трудно читать, запоминать факты, медленно осваиваются новые знания, проявляется импульсивность, тревожность, неуклюжесть.
  • В средней школе детьми с такой болезнью, затруднительно получается читать. Они отказываются писать и читать в голос. Почерк плохо читается, проявляются затруднения с произношением слов и их написанием. Обучение проходит медленно и трудно. У ребёнка плохая память, проявляются трудности в восприятии языка тела.
  • В старшей школе ребёнку с дислексией трудно произносить слова, в процессе зачитывания выявляется много ошибок, трудно читать. Проблемы также проявляются в пересказе и плохом восприятии информации. Отмечаются такие симптомы, как медленное обучение, трудности к приспособлениям в новых условиях, тревожность.
  • У взрослых детей с дислексией имеется такая характеристика и симптомы: трудности в восприятии письменной и звуковой информации, плохое запоминание, неразборчивое произношение слов. Такого ребёнка трудно научить организовывать и планировать своё время. Он путается в последовательности чисел и слов.

Виды дислексии

Дислексия, симптомы которой могут выражаться по-разному, в некоторых случаях определяется как «словесная слепота». Связывают ее с понижением в определенном участке мозга активности, при этом известно, что дислексия – актуальный диагноз в той или иной ее форме для людей в рамках 5-12% общего их количества. Теперь детальнее рассмотрим основные формы, в которых может проявляться данное заболевание.

  • Дислексия фонематическая. Данная форма нарушения чтения является наиболее распространенной среди школьников младших классов. Связана она с недоразвитостью функций, характерных для фонематической системы. Так, отличием одной фонемы от другой является масса смыслоразличительных особенностей (мягкость-твердость, глухость-звонкость, место и способ образования и т.п.). При изменении в слове одной из фонем (дом – ком, козы – косы и т.п.) либо же при изменении их последовательности (пила – липа), меняется смысл. При этой форме дислексии ребенком на слух смешиваются те звуки, которые отличаются по одному смыслоразличительному признаку (ж-ш, с-ш, с-ц). Кроме того, выделяют здесь также побуквенность чтения и искажение, которым наделяется звукослоговая структура (перестановка слогов и звуков, пропуск вставки, букв).
  • Дислексия семантическая. Другое ее определение звучит как «механическое чтение». В этом случае актуальным становится нарушение в понимании прочитанного (предложения, тексты, слова), при этом технически чтение является правильным. Данное нарушение провоцирует появление двух таких факторов как трудности в звукослоговом синтезе и нечеткость в представлениях относительно синтаксических связей, которые имеются в предложении (то есть слова воспринимаются при чтении в изолированном виде, что приводит к потере связи с остальными словами).
  • Дислексия аграмматическая. Наиболее частый диагноз для детей, которые располагают системным недоразвитием речи. Характеризуется эта форма дислексии следующими особенностями: изменение в падежных окончаниях, а также в числе существительных; неправильность согласований относительно падежа, числа, рода существительного с прилагательным; изменение в окончаниях глаголов, относящихся к третьему лицу в прошедшем времени.
  • Дислексия оптическая. Ее проявления заключаются в трудностях, связанных с усвоением и смешении похожих графических букв. Смешиваемые буквы могут различаться в одном лишь элементе (М – Л, З – В), кроме того, буквы могут состоять из элементов одинакового типа но при различном их расположении в пространстве (П-Н-И, Ь-Р, Г-Т).
  • Дислексия мнестическая. Данная форма возникает в виде проявлений, связанных с трудностями в усвоении букв. То есть, ребенок не понимает, какая из букв соответствует конкретному звуку.
Читайте также:  Как преодолеть пищевую зависимость?

Диагностика

При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах.

Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Лечение и коррекция

К сожалению, дислексия может оставаться серьезной проблемой на протяжении многих лет и даже на всю жизнь. Многие из дислектиков так и не могут преодолеть трудности при чтении и восприятии информации, повысить уровень грамотности. Если у ребенка обнаружены симптомы заболевания на первых этапах обучения чтению, применяется специальная фонематическая методика, позволяющая освоить умение воспринимать текст целыми словами и предложениями, а не по слогам. В процессе коррекции специалисты стараются воздействовать одновременно на органы зрения и слуха, задействуют память.

Логопедические методики рассчитаны на то, чтобы устранить любые патологии в речевых и неречевых процессах. В каждом индивидуальном случае выбирается свой подход к лечению:

  • при семантической форме дислексии расширяется словарный запас, акцентируется внимание на развитии слогового синтеза и усвоении правил грамматики;
  • при мнестической дислексии коррекция направлена на улучшение речезрительной и слухоречевой памяти;
  • при аграмматической форме работа с пациентом основана на способности образовывать грамматические схемы;
  • при тактильной дислексии приходится работать с развитием пространственного ориентирования, разбором и анализом схем;
  • при оптической форме лечение направлено на коррекцию зрительного восприятия и анализа, пространственного представления;
  • при фонематической форме специалист работает со звукопроизношением и пониманием звукобуквенного состава слов.
Читайте также:  Проявления синдрома Саванта. Особенности людей с данным заболеванием

Кроме специализированных методик используются дополнительные тренинги, а в некоторых случаях требуются медикаменты. Терапия предполагает назначение витаминов группы В, а также омега-3 жирных кислот. При диагностировании депрессивных настроений и нервных расстройств взрослым людям назначают успокоительные и нейролептические препараты, а также антидепрессанты.

В качестве наиболее эффективных коррекционных методик применяются дельфинотерапия и иппотерапия.

Ученые доказали, что общение с животными способствует стабилизации психического состояния, оказывает успокаивающее действие. После таких мероприятий улучшается настроение.

Огромная роль отводится социальной адаптации людей с дислексией. Чтобы человеку было проще ориентироваться в пространстве, нужны современные гаджеты и «умные» приспособления. Они помогут запомнить важную информацию, контакты родственников, держать под рукой домашний адрес на случай внезапных провалов в памяти. Человеку не нужно сидеть взаперти в одиночестве, он может продолжать ходить на работу и прогулки. В процессе лечения важно не перегружать больного информацией.

Дислексия у младших школьников: коррекция и упражнения

К сожалению, дислексия – хроническое заболевание, и полностью избавиться от нее невозможно, но при должной настойчивости, можно частично устранить симптомы при помощи коррекции и упражнений, особенно у младших школьников.

Считается, что ребенок путем многочисленных тренировок и помощи родителей способен овладеть чтением и письмом.

Как правило, замечая у ребенка симптомы дислексии, родители спешат найти хорошего логопеда (хотя во многих западных странах данное заболевание не является логопедической проблемой) или психолога.

Но даже тандем высококвалифицированных врачей способен лишь задать нужное направление лечения и при необходимости корректировать его. Основная работа ляжет на плечи родителей и ребенка.

Лечение дислексии может затянуться на месяцы или годы, прежде чем будет заметен эффект. Придется набраться терпения и усердно трудиться, чтобы коррекция дислексии и дисграфии дала результат.

Нужно понимать, что лечение дислексии у детей будет происходить быстрее, чем у взрослых.

Агашкина Ольга Михайловна, логопед-дефектолог, Московский Психо-Социальный Институт

Лечение дислексии у детей – трудоемкий процесс, к которому в большинстве случаев нужно подключать врача. В школе практически в каждом классе есть дисграфик, но не у всех логопедов есть опыт работы с таким ребенком.

В данном случае помочь сможет психолог или дефектолог. Если нет желания обращаться к работнику школы, можно поискать специалиста на сайтах для репетиторов.

Суть занятий состоит в тренировке речевого слуха и буквенного зрения. Для этого используются специальные речевые игры, азбука для складывания слов и выделения их элементов.

В ходе занятий ребенок постепенно будет запоминать соответствия между звуками и буквами.

Лучшей тренировкой считается повторение слов, написание диктантов и анализ состава слов. Не стоит торопиться и увеличивать скорость чтения и письма. Ребенку необходимо хорошо прочувствовать буквы, звуки, слоги.

Дислексией можно управлять с помощью специального обучения и способов поддержки

Во время занятий к ребенку нужен особый подход. Родителям стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • необходимо давать ребенку почувствовать его маленькие успехи;
  • лучше отказаться от проверок скорости чтения, так как обстановка экзамена может вызвать невроз;
  • нельзя использовать упражнения, где в тексте есть ошибки, подлежащие исправлению;
  • читать лучше меньше, но вдумчиво и с минимальным количеством ошибок;
  • необходимо делать упор на работу с устной речью;
  • ни в коем случае не стоит слишком бурно выражать похвалу или недовольство – хорошим результатам способствует только спокойная обстановка.

Чтоб развивать своего ребенка логически мыслить, воспользуйтесь советами из этой статьи.