Акустико-мнестическая афазия:проявление болезни, характерные симптомы

Афазия – это состояние, при котором у человека наблюдаются речевые нарушения. Возникает патология при поражении областей головного мозга, отвечающих за речь.

АФАЗИЯ

– расстройство уже сформировавшейся речи, возникающее у людей с сохраненным артикуляционным аппаратом и достаточным слухом, при котором частично или полностью утрачивается возможность активно пользоваться речью для выражения мыслей и чувств и понимать услышанную речь. Нарушение процесса произнесения слов называется моторной, экспрессивной афазией, нарушения восприятия речи — импрессивной сенсорной афазией. Центр моторной речи располагается в задних отделах нижней лобной извилины доминантного полушария, а центр импрессивной сенсорной речи — в задних отделах верхней височной извилины того же полушария (доминантного).

Различают три формы нарушений экспрессивной речи: афферентная, эфферентная и динамическая моторная афазия.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при повреждении постцентральных отделов доминантного полушария большого мозга, обеспечивающих кинестетическую основу движений артикуляторного аппарата. Нарушено произнесение отдельных  звуков. Больной затрудняется в артикуляции, особенно так называемых гоморганных звуков, сходных по месту (например, переднеязычные: «т», «д», «л», «н») либо по способу (щелевые: «ш», «з», «щ», «х») образования. Нарушаются все виды устной речи (автоматизированная, спонтанная, повторная, называние), а также письменная речь (чтение и письмо). Нередко афферентная моторная афазия сочетается с оральной апраксией.

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при повреждении нижних отделов премоторной зоны, области Брока. В отличие от афферентной моторной афазии артикуляция отдельных звуков не нарушена. Дефект касается процессов переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Произнося хорошо отдельные речевые звуки, больной затрудняется в произнесении серии звуков либо фразы. Продуктивная речь заменяется персеверациями, а в тяжелых случаях представлена речевым эмболом.

Другой особенностью речи является так называемый телеграфный стиль: речь состоит, в основном, из существительных, содержит очень мало глаголов. Возможна сохранность непроизвольной, автоматизированной речи, пения. Нарушаются чтение, письмо и называние предметов.

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при поражении префронтальных отделов, области, находящейся кпереди от зоны Брока. Центральный дефект этой формы афазии — нарушение активной произвольной продуктивной речи. При этом репродуктивная речь (повторная, автоматизированная) сохранена. Больной не может активно высказать мысль, задать вопрос. При этом он хорошо артикулирует все звуки, повторяя отдельные слова и предложения, правильно отвечает на вопросы.

При  всех видах моторной  афазии больной понимает обращенную к нему речь, выполняет все задания, но сам говорить не может или говорит с резким дефектом.

Нарушения импрессивной речи проявляются двумя основными формами: сенсорной и семантической афазией.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ (ВЕРНИКЕ) возникает при поражении коры левой височной доли (средние и задние отделы верхней височной извилины — зоны Вернике). Больной воспринимает речь как шум или разговор на неизвестном ему языке. Он не понимает обращенной к нему речи, не выполняет заданий (закрой глаза, покажи язык и т.д.). Больной говорит много и быстро (логорея), его речь непонятна для окружающих, отмечается много парафазий (искаженное, неточное употребление слов). Часты повторения одних и тех же слов или слогов (персеверация). Расстраивается письмо, например написание таких слов, как «забор», «собор», «запор».

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ — возникает при поражении левой теменно — височной области у правшей, при которой нарушено понимание смысла — предложений, выраженного с помощью сложных логико-грамматических конструкций. Такой больной не понимает речевых формулировок, отражающих пространственные отношения, выраженных с помощью предлогов (круг под квадратом). Для него недоступен смысл сравнительных конструкций (например, волосы у Лены темнее, чем у Оли, но светлее, чем у Кати. У кого самые светлые волосы?), возвратных конструкций (лиса съела курицу, курица съела лису), атрибутивных конструкций («брат отца», «отец брата»).

АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ -развивается при поражении нижних и задних отделов теменной и височной областей. Характеризуется забыванием названия предметов, имен. Речь больного насыщена глаголами, но в ней мало имен существительных. Больной  объясняет, что делают показываемым предметом, но не может его назвать.

ТОТАЛЬНАЯ АФАЗИЯ — утрачивается речь во всех ее проявлениях. Это наблюдается при обширном поражении левого полушария от зоны Брока до зоны Вернике.

Проводниковая афазия возникает при крупных очагах поражения в белом веществе полушарий коры головного мозга. Причинами афазии являются сосудистые поражения мозга, энцефалиты, травмы, опухоли головного мозга. Лечение направлено на заболевание, вызвавшее афазию.

Сенсорная афазия.

Иными словами, расстройства рецептивной речи, словесная «глухота», беглая афазия.

Данный вид афазии встречается при повреждении зоны Вернике (у правшей эта зона находится в области верхней извилины височной доли левого полушария ближе к задней трети – сильвиева борозда). В норме зона Вернике отвечает за восприятие головным мозгом слухового состава речи, а при патологии утрачивается возможность понимать устную речь в разной степени сложности. При этом, речь самого больного тоже нарушается, она приобретает вид «словестной окрошки», т.е. звуки и слова, которые схожи по звучанию, но далеки по смыслу, путаются. Сохраняется правильное произношение только знакомых и простых слов. Возможно возникновение и логореи (не возможность контролировать свою речь, словестное недержание). Следует отметить, что при данной форме афазии интеллект больного не страдает. Одним из ярких признаков данной афазии является то, что речь больного практически не содержит существительных слов, в основном предложения строятся из глаголов и  вводных слов. Больной не может записать под диктовку, но прочитанное лучше воспринимает, чем услышанное. Также возникает акалькулия – нарушение счета. Данная афазия возникает при эмболизации средней мозговой артерии, а именно, нижней ветви (реже опухоли, энцефалит, кровоизлияния).

Читайте также:  Апатико-абулический синдром в психиатрии. Что это такое, лечение

Клиническое проявления. Речь звучит без усилия, грамматически правильно, но трудно понять смысл слов из –за их путаницы и нарушения структуры предложения. Всегда нарушается понимание устной и письменной речи. Часто возникает нарушение чувствительности, а двигательные расстройства встречаются редко.

Восстановление речи при сенсорной форме.

Моторная афазия.

Иными словами, расстройство экспрессивной речи, замедленная афазия.

Моторная афазия возникает при повреждении зоны Брока (поражение третьей извилины лобной доли левого полушария) и корковых зон, прилегающих к центру Брока.  При данном виде афазии наблюдается комплексное нарушение письменной и устной речи, при чем, часто расстройства сопровождаются пассивностью больного и значительной инертностью нервных процессов.  Как правило, моторная афазия возникает при нарушении кровообращения  средней мозговой артерии, а именно, верхней фронтальной ветви. Значительно реже  афазия возникает из – за абсцессов, опухолей, метастазов, энцефалита, гематомы.

Клинические проявления.  Речь медленная, редкая, в телеграфном стиле, произносится с усилием. Часто встречается и патология письменной речи. Но понимание устной речи и написанного сохранено. При значительном поражении возможны спастический гемипарез (парез ноги и руки с одной стороны). Потеря чувствительности возникает крайне редко.

Амнестическая афазия,  «потеря памяти слов», словестная амнезия.

Встречается при патологии нижних и задних отделов височной и теменной областей коры головного мозга левого полушария (у правшей). Диагностируется в том случае, если больной не называет предметы при сохраненной способности их характеризовать. А при подсказке первого звука или буквы пациент сразу вспоминает нужное слово. Письменная речь нарушается по такому же типу. Грамматическая структура фраз, понимание устной и письменной речи сохраняется.

Тотальная или глобальная афазия.

Проявляется полной потерей способности понимать речь окружающих и говорить. Встречается при массивном повреждении доминантного полушария головного мозга, при этом нарушаются моторная и корковая зоны речи. Возникает при закупорке средней мозговой артерии или внутренней сонной артерии, которые кровоснабжают доминантное полушарие головного мозга. Значительно реже вызывают травмы, опухоли или кровоизлияния.

Клинические проявления. Больной не может произносить  и понимать слова. Также значительные ухудшения наблюдаются со стороны слухового восприятия, способности читать, повторять слова и писать. Речь замедлена и очень бедная. Часто встречается гемипарез.

Диагностика различных форм афазии проводится с целью определения локализации очага повреждения. Первые этапы лечения  афазии комплексные и проводятся в стационаре. Назначение лечения производится индивидуально с учетом формы афазии, основного заболевания, соматического и неврологического статуса и возраста больного. Восстановительная терапия проводится  в амбулаторных условиях.

Когда начинать занятия.

Виды дисфазии

Выделяют несколько видов дисфазии:

  • Моторная. При этом заболевании в головной коре происходят изменения, приводящие к невозможности выражать свои мысли словами. При тяжелых формах дети не в состоянии начать говорить, а могут только издавать отдельные не членораздельные звуки. При этом они сохраняют способность выражать свои эмоции и чувства через жесты и интонацию. Многие дети с диагностированной моторной дисфазией могут говорить до 7 лет, но у них наблюдается неправильная постановка речи, сбивчивость в выражении чувств, путаница в словах. Трудности устной речи, как правило, сопровождаются с проблемами в чтении и в написании букв. Мысленные образы у больного ребенка формируются четко, но выразить их языком или в письменном виде ему не удается.
  • Сенсорная. Больной малыш с трудом понимает чужую речь и не до конца осознает смысл отдельных слов и фраз. Процесс восприятия похож на то, как будто бы с ним говорит иностранец. Информацию донести до ребенка возможно лишь обрывками отдельных фраз, состоящих не более из 2-3 слов. При этом, чем спокойнее и монотоннее голос, тем больше шансов усвоить смысл сказанного. Вместе с трудностью восприятия и понимания речевой информации у ребенка наблюдается забывчивость. Он не способен разборчиво прочитать текст, даже если сам его написал.
  • Сенсомоторная. Нарушение речи затрагивает моторные и сенсорные нарушения. Дети с таким диагнозом не в состоянии ни понять слова и выражения, ни выразить свои эмоции внятной речью. Патология не дает полноценно развиваться вербальным и невербальным навыкам коммуникабельности.

Классификация

Афазию классифицируют по нескольким критериям.

В зависимости от локализации поражения выделяют такие формы патологии:

  • Афферентная моторная. Происходит поражение нижних отделов постцентральной коры головного мозга. При такой разновидности нарушения человек не может произнести ни слова, поскольку афферентная афазия вызывает разрыв связей между звуковыми выражениями и артикуляционным аппаратом. Вместе с тем больной может непроизвольно проговорить отдельные слова или звуки, но не способен сделать это по просьбе: он не имеет понятия, как нужно сомкнуть или разомкнуть губы и в какое положение поставить язык, чтобы произнести определенный звук.
  • Эфферентная. Данная форма нарушения обусловлена патологическим процессом в нижних отделах премоторной области. Эта зона отвечает за программирование речи, то есть обуславливает перетекание одного звука или слога в другой, в результате чего образуются слова. Особенность эфферентной формы афазии заключается в том, что человек способен произносить отдельные звуки по собственному желанию либо по просьбе, но не может соединять звуки в слова, чтобы получилось полное слово.
  • Акустико-гностическая или сенсорная. Отклонение связано с поражением верхней части височной области головного мозга. Эта область отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. В результате больной полностью или частично утрачивает способность понимать и анализировать обращенную к нему речь. Вместе с тем у людей с сенсорной афазией не нарушается физический слух, они способны складывать слоги в слова и говорить, с легкостью произносят простые и знакомые слова, но не могут устно воспроизводить незнакомые и сложные. При акустико-гностической афазии у больного очень запутана речь, структура составленного предложения непонятна слушателю.
  • Акустико-мнестическая. Нарушение речи обусловлено поражением средней височной извилины. Отклонение выражается в нарушении слухоречевой памяти. У больного замечают забывчивость: он может точно знать значение какого-либо предмета, но не может назвать его одним словом, при этом «перебирает» всего его характеристики. У больных с акустико-мнестической афазией нет понимания смысла антонимов и синонимов, они не понимают переносный смысл слов, у них наблюдается словарный дефицит, их речь спонтанна, эмоциональна, состоит преимущественно из глаголов. Нарушение памяти приводит к нарушениям письма, понимания читаемого текста.
  • Семантическая. Нарушение развивается в случае поражения задневисочных и переднетеменных отделов коры головного мозга. Больной не может сопоставлять время и пространство. Он полноценно понимает речь, правильно разговаривает, но в речевых конструкциях при таком отклонении нарушаются логические связи. Также у больных с семантической афазией наблюдается непонимание переносного смысла слов, поговорок, пословиц.
  • Динамическая. Эта форма афазии связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. У больного нарушается коммуникативная функция речи: его речь скудная, спонтанная, нединамичная. В репликах больного отсутствуют предлоги, глаголы, сложные прилагательные. Слова и их грамматические формы слов не согласуются между собой.
Читайте также:  Что такое алкогольная энцефалопатия и как она проявляется

С лингвистической точки зрения различают афазии следующих типов:

  • Вербальный. В этом случае речь идет о нарушениях словообразования, наличии дефектов произношения, ограничении словарного запаса.
  • Номинальный. Афазия такого типа делает невозможным восприятие речи и использование слов.
  • Синтаксический. В данном случае пациент теряет связанность предложений и говорит в телеграфном стиле.
  • Семантический. Пациент, страдающий таким типом афазии, имеет искаженное восприятие смысла высказывания сложной в грамматическом плане конструкции.

В зависимости от степени выраженности нарушения различают тотальную и частичную афазию. В первом случае наблюдается полное нарушение речи больного, во втором – частичное.

Тяжесть речевого расстройства напрямую зависит от месторасположения очага поражения и его размеров.

Симптомы афазии

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте — проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Читайте также:  Психические расстройства и расстройства поведения

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Терапия

Для коррекции речевого дефекта человеку обязательно нужно устранить первопричину. Именно поэтому врач назначит лечение для борьбы с заболеванием, которое вызвало нарушение речи. Вполне возможно, что потребуется операция, если консервативные методы не помогут избавиться от болезни. Например, хирургическое вмешательство необходимо при опухолях и гематомах.

Врач назначит человеку специальные препараты, которые будут стимулировать обменные процессы в головном мозге. Потребуется восстанавливать утраченные нейронные связи и функции. Могут быть назначены сосудистые препараты, ноотропные средства, нейрометаболические медикаменты. Для устранения афазии достаточно часто врачи прописывают Мемантин.

Человека направят на занятия с логопедом, при этом основная задача врача – расширить объём оперативной слухоречевой памяти. Важно с первых дней после возникновения заболевания посещать логопедический кабинет. Поначалу задания выполняются с опорой на зрительное восприятие, затем проводятся лёгкие слуховые диктанты. Пациентам рекомендуется заучивать стихи, песни, а также речевые ряды.

Афазия может быть: сенсорномоторной, семантической, моторная, общей, тотальной и еще много других видов. Это заболевание может возникнуть даже у детей. Не оставляйте симптомы без внимания, обращайтесь к врачу.

Прогноз во многом зависит от того, по какой причине появилось заболевания, а также насколько быстро было начато лечение. По этой причине сложно однозначно сказать, удастся ли полностью восстановить речевую функцию. Если человек не хочет столкнуться с афазией, тогда ему нужно вовремя лечить инфекционные болезни, а также проводить профилактику инсульта. Если патологии избежать не удалось, понадобится в обязательном порядке обратиться к медицинскому специалисту.

Лечение афазии Вернике

Ядром дефекта является невозможность вычленения звуков из речевого потока, различения. Нужно научить пациентов понимать самые простые бытовые слова. Поэтому применяется процедура растормаживания речи.

Также пациентов учат различать контрастные слова. Берутся два каких-то значения, длинные и короткие. Например «машина» и «кот». После этого нужно попросить пациента показать, где машина и куда девался кот. Человек показывает и повторяет за преподавателем. После этого можно добавить еще одно слово, например «машина», «коза», «кот».

Нужно использовать контрастные слова на первых этапах лечения. Слова всегда должны быть общеупотребляемыми. Не нужно давать пациенту много сложных или каких-либо абстрактных значений, которые человек мало использовал и не встречал в жизни. Все понятия должны быть обобщающие.

Важно дать пациенту прослушать слова. Нужно использовать активно магнитофон или компьютер с подключенными наушниками. Пациент слышит название слова, перед собой видит изображение и надпись. Такой метод является достаточно эффективным.

Терапия

Курс лечения нарушения звукопроизношения определяет этиология заболевания. При механической дислалии лечение проводится у врача-ортодонта, который при необходимости выполняет коррекцию прикуса, хирургическое исправление уздечки и т.д. Оптимальный возраст для исправления подобных дефектов в стоматологическом кабинете – пять-шесть лет.

Коррекция функциональной дислалии проводится с помощью врача-логопеда, который контролирует все этапы лечения. В ходе подготовительного этапа у ребенка создается нацеленность на процесс обучение, применяются методики для развития концентрации внимания и всех видов памяти. Также уделяется внимание развитию логопедических способностей, таких как узнавание фонем и т.д. При моторном типе дислалии проводят специальные занятия, направленные на грамотное развитие речевой моторики. Это может быть логопедический массаж, специальная гимнастика для становления правильной артикуляции и т.п. Кроме того правильное произношение звуков отрабатывается за счет грамотного направления воздушной струи и развития мелкой моторики.

Последующая активность должна быть направлена установку звуков и автоматизацию их проговаривания в составе слогов, слов и целых фраз, развитие способности к дифференцированию звуков. Для постановки правильного произношения изолированных звуков применяется методика подражания, а также механическая коррекция с применением специального логопедического зонда. Заключительный этап лечения предполагает развитие коммуникативных способностей при любых обстоятельствах общения.

Этапы обучения правильному звукопроизношению

Полностью избавиться от описываемого нарушения можно при условии прохождения полного коррекционного курса. Очень важна и систематичность занятий. При легких формах нарушения терапевтический курс может составлять от одного до трех месяцев, в более тяжелых случаях – до полугода.

В домашних условиях также можно отрабатывать упражнения, способствующие формированию правильной артикуляции. Ниже представлены некоторые примеры подобных упражнений.

Звук Упражнение
Тренировка произношения звука «р»: Во дворе гора, под горой нора. В той норе крот нору стережёт.
Тренировка произношения звука «с»: Сидел воробей на сосне, Заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне. До сих пор бы сидел на сосне.
Тренировка произношения звука «ж»: У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где живут ежи.
Тренировка произношения звука «щ»: Щенок жалобно пищит, Тащит он тяжелый щит.