О чём говорить с ребёнком?

О наиболее распространенных сложных ситуациях в общении врача с пациентом и его родными, о том, что за ними на самом деле стоит, рассказывает психолог, председатель Ассоциации профессиональных психологов и психотерапевтов, внештатный эксперт благотворительного фонда «Детский паллиатив» Динара Гильфантинова.

Плохое поведение или несносный характер?

Когда при­ем­ные роди­тели при­хо­дят к пси­хо­логу с назрев­шей про­бле­мой, у них уже, как пра­вило, сло­жи­лось стой­кое мне­ние о неис­пра­ви­мо­сти вве­рен­ного им на вос­пи­та­ние ребенка. Рас­ска­зы­вая о харак­тере детей, мно­гие роди­тели гово­рят слиш­ком обоб­щенно, не выде­ляя каких-либо отдель­ных непри­ят­ных качеств. А если их попро­сить об этом, начи­на­ются жалобы с при­ве­де­нием кон­крет­ных при­ме­ров: черес­чур воз­бу­дим; слиш­ком упряма; ленив; врет, как дышит…

«У нее совер­шенно дур­ной харак­тер, – жалу­ется ново­ис­пе­чен­ная при­ем­ная мама. – Она на месте не сидит ни минуты, везде лезет, ворует! Всё, что ей понра­вится, тащит к себе под кро­вать и пря­чет там в коробку». Говоря о харак­тере, роди­тели склонны при­во­дить при­меры про­ступ­ков детей, их пове­де­ния, с кото­рым сложно справиться.

Очень важно рас­смот­реть за повто­ря­ю­щи­мися поступ­ками сами каче­ства. В при­мере с девоч­кой роди­тель выде­лил как мини­мум два свой­ства: гипе­р­ак­тив­ность и склон­ность к воров­ству. Но можно ли счи­тать это каче­ствами харак­тера? Ведь избы­точ­ная актив­ность ребенка и его рас­тор­мо­жен­ность могут быть след­ствием про­блем со здо­ро­вьем, кото­рые необ­хо­димо лечить у нев­ро­па­то­лога. А тяга ребенка к «пре­крас­ному» вполне может ока­заться реак­цией на пере­ме­ще­ние в новый дом, где в доступ­ных местах так много вся­кого инте­рес­ного и кра­си­вого, чего у нее отро­дясь не было.

Так что, прежде чем начи­нать борьбу с неснос­ным харак­те­ром, необ­хо­димо уста­но­вить при­чины откло­ня­ю­ще­гося пове­де­ния и, по воз­мож­но­сти, ниве­ли­ро­вать их.

Поставьте удовольствие от общения с ребенком в приоритет

Самостоятельные дети Лучшее, что вы можете сделать для детей — наслаждаться общением с ними. Вам необязательно проводить рядом каждую минуту или убеждать себя, что воспитание — сплошное удовольствие. Но вспомните, каким восторженным взглядом мы смотрим на младенцев, когда видим их утром или возвращаемся домой вечером. Подумайте, каково ребенку быть таким младенцем: каждый раз, глядя на него, все улыбаются, будто он чудо.

Ваш ребенок должен чувствовать вашу искреннюю радость, когда вы видите его лицо, его самого, общаетесь с ним.

Если вы не получаете удовольствия от общения со своими детьми из-за гнева, найдите способ выплеснуть его. Если не радуетесь им из-за стресса на работе, сосредоточьтесь на методах релаксации и когнитивных техниках, чтобы снизить тревожность. Если недостаток удовольствия вызван семейным конфликтом, попробуйте семейную терапию.

Поставьте удовольствие от общения с ребенком в приоритет

Однажды один из авторов книги консультировал Эрика, двадцатилетнего юношу, «неудачника», у которого были проблемы с учебой и поведением в старших классах. После того как Эрик рассказал о проблемах в школе и постоянном конфликте между ним и родителями, психолог спросил: «Как ты думаешь, что твои родители могли бы сделать по-другому, что могло бы улучшить твою жизнь?» После долгого размышления Эрик ответил: «Думаю, мне бы помогло, если бы они хоть иногда были рады видеть меня».

Портрет «трудного» ребёнка

На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком, он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.

Читайте также:  Упражнения от скрытого косоглазия

Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:

Портрет «трудного» ребёнка
  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе.

Признайте его право на собственное мнение

  • Стоп‑слова: «Пока ты живёшь в моём доме, будешь делать как я решу».
  • Как лучше сказать: «Я понимаю твою точку зрения, но вижу эту ситуацию иначе».

Изображение: Anika Turchan / Lifehacker

В какой‑то момент ребёнок перестаёт быть продолжением вас и становится отдельной личностью. Формально он по‑прежнему во всём от вас зависит. Но внутренняя сепарация уже произошла. Вы можете обнаружить, что совершенно по‑разному смотрите на мир. Поэтому примите как факт: перед вами другой человек, который имеет право думать иначе.

Признайте его право на собственное мнение

Всё, что можете сделать вы, — объяснить своё видение. А вот отзовётся ли оно подростку — решать только ему. Если вы убеждены, что сын или дочь поступает неправильно и портит себе жизнь, пытайтесь искать компромисс. Обычно между детским «Не буду поступать в университет» и родительским «У нас в семье все доктора наук» есть целое поле, которое можно исследовать вместе и находить там точки соприкосновения.

Тяжело пережить период, когда ваш дружелюбный младшеклассник внезапно превращается в угрюмого и закрытого человека, который на всё огрызается. Чтобы помочь родителям находить общий язык с подростками, компания Heineken вместе с психологами запустила специальный проект. Это чат‑бот, который переводит «взрослые» слова, раздражающие подростков, на понятный им язык. Вы можете смоделировать разговор на сложную тему, например употребление алкоголя, и посмотреть, какие фразы и тональности действительно работают, а какие — только подрывают ваши отношения.

Хм, попробуем!

Стимул – Реакция

Хотя у вас с вашим ребёнком и так много общего, ваша задача – постоянно создавать новые ситуации, которые будут «провоцировать» ваше общение. Вот несколько идей. Но я уверена, что самые лучшие идеи и темы (именно для вас) уже хранятся где-то в вашем сердце:

Старайтесь регулярно проводить время вне дома вместе

Дома всё привычно. А если выйти за его пределы, то чудесных «стимулов» для разговоров может встретиться безмерное множество! Походы в театр, на футбол, семейный поход на природу раз в месяц – ищите общие с ребёнком интересы, выделив время на семейный досуг.

Найдите общее увлечение

Да, возможно, этот совет звучит банально, но как же часто мы им пренебрегаем! Совместные занятия спортом, изучение языков или уход за домашним животным очень сближают. А еще можно вместе начать осваивать что-то новое и полезное, например, скорочтение. Мы рассказывали об этом в этой статье.

Читайте также:  КОГДА МЕНЯЕТСЯ ЦВЕТ ГЛАЗ У НОВОРОЖДЕННЫХ

Вариант для занятых родителей: используйте время с ребёнком по максимуму. Например, если вы готовите ужин, то проведите заодно небольшой мастер-класс по готовке для ребёнка. Едете вместе в транспорте – поиграйте в какую-нибудь игру, например, в города.

Тактильное общение

Любой физический контакт — массаж, гимнастика, совместное купание — важнейшая форма общения с малышом. Интересно, что с самого рождения язык тела у детей различается. Одним нравится, когда их пеленают, другие предпочитают свободу движений. Некоторые хотят все время быть на руках, а многие — лежать в своей кроватке или специальном шезлонге. Малыши радостно реагируют на приятные для них действия и плачут, если с ними обращаются неправильно.

Всевозможные бытовые процедуры, будь то смена подгузника или пеленание, ребенок воспринимает в первую очередь как общение. Малыш еще не может понять, что купание и гимнастика полезны для него, но радуется близости папы и мамы, их прикосновениям. Постарайтесь выполнять эти действия не машинально, а с любовью и лаской, взаимодействуйте с ребенком. В этом вам помогут народные потешки и пестушки, которые уже много веков передаются из поколения в поколение. Они учат молодых родителей правильно заботиться о малыше и создают семейные ритуалы, столь важные для детей. Эти простые песенки сопровождают умывание, укладывание спать, зарядку и другие дела. Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова потешек: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями. Например:

Умывание

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купание

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Укладывание спать

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки —

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Если «родительский фольклор» дается вам нелегко, попробуйте просто общаться с крохой в течение дня, комментировать свои действия и делиться мыслями. Придумайте собственные ритуалы и сочините авторские потешки — малышу они точно понравятся!

Что важно в общении с младенцем

– Общаясь с малышом, старайтесь проявлять только положительные эмоции. Даже если вы испуганы непонятной сыпью на коже ребенка или содержимым его подгузника, широко улыбнитесь крохе, дайте понять, что вы рады ему;

– Воспринимайте любые жесты и звуки малыша как попытку диалога, будь то громкий крик или сжимание кулачков;

– Внимательно следите за развитием ребенка и совершенствуйте ваше общение. Со временем малыш будет все активнее взаимодействовать с вами — улыбаться, агукать, показывать пальчиком на разные предметы.

Когда стоит бить тревогу

На первый взгляд многие странные признаки подросткового возраста являются нормой. Но не следует забывать, что у всего должны быть разумные границы.

Читайте также:  Врожденные кистовидные образования орбиты и опухоли слезной железы

Вот ситуации, когда с подростком лучше пойти к психологу:

10 мыслей о моей депрессии

  • Подросток не может завести друзей среди одноклассников или соседских ребят. При обостренной потребности в общении, которую он никак не может удовлетворить, не исключено его попадание в компанию, связанную с криминалом. Такие компании прекрасно вписываются в подростковую систему ценностей: и общение, и протест, нарушение всех ценностей и требований взрослых. Целый коктейль эмоций и чувств, острые ощущения, романтика…
  • Общается с ребятами намного старше себя, которые имеют дурную славу, совершают правонарушения и даже преступления.
  • Начал курить, употреблять алкоголь, пробовать наркотики.
  • Почти не выходит из комнаты, часто плачет, не общается с родителями и друзьями. Возможно, у него неприятности или даже начинается депрессия.

Личностное общение с детьми

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал хорошим человеком, убедитесь, что вы хороший пример для подражания.

Тратьте время на то, чтобы слушать его. Занятые родители, как правило, успокаивают болтающих детей. Однако, если вы постоянно будете игнорировать ребенка, у него сложится убеждение, что то, что он говорит не важно для вас.

Что разрешать делать ребенку: 8 «опасных» игр

Используйте методы общения с детьми, которые приведены ниже!

Как разговаривать с ребенком:

  • Обращайте внимание на то, что он говорит. Удостоверьтесь, что каждый день у вас есть немного времени просто посидеть и выслушать своего ребенка. Даже если у вас плотный график.
  • Поощряйте его идеи. Общение родителей с детьми — это улица с двусторонним движением, на которой обе стороны по очереди слушают и разговаривают.
  • Не поддавайтесь искушению исправлять его ошибки. Вместо этого сконцентрируйтесь на том, что он пытается сказать.
Личностное общение с детьми
  • Разрешите ему обсуждать с вами важные или сложные вопросы, не опасаясь чрезмерной критики.

Помните, позитивные и ободряющие слова помогают детям чувствовать себя уверенно и счастливо.

Вот, что вы можете делать:

  • Обращайте внимание на успехи ребенка. Чаще хвалите его даже за самые маленькие победы;
  • Благодарите за помощь;
  • Говорите ему, что верите в его способности. Ребенок, которому постоянно говорят, что нужно быть осторожным, в конечном итоге потеряет уверенность в своих силах.
  • Хвалите за усилия, а не только за результаты. Ребенок должен знать, что это нормально, терпеть неудачу.
  • Не всегда исправляйте ошибки ребенка. Метод проб и ошибок является частью жизни каждого человека. Ребенок будет чувствовать себя обескураженным, если все его усилия будут подвергаться критике.
  • Отделите ребенка от его поведения. Ругайте деятельность, а не ребенка. Например, лучше сказать: “рисование на стенах было плохой идеей”, чем “ты плохой ребенок”. Ваш ребенок должен знать, что ваша любовь безусловна.
  • Не думайте, что ребенок знает, как сильно вы его любите. Говорите это чаще.

Дети расцветают, когда самые близкие взрослые говорят им слова ободрения и похвалы.

Напоследок, мы приводим список слов, которые хочет слышать каждый ребенок. Используйте их чаще!

  • Ты молодец;
  • Ты справился;
  • Я очень горжусь тобой;
  • Мне нравится играть с тобой;
  • Это красивая картина;
  • Это была хорошая попытка;
  • Спасибо за помощь;
  • У тебя отличная память;
  • Это восхитительно;
  • Отличная идея!;
  • Ты сделал это!;
  • Давай поиграем!