Дорожно-транспортный травматизм: причины и профилактика

Травматизм является актуальной социальной проблемой современности. Ее актуальность связана не просто с ростом травм среди населения, но и увеличением количества смертельных исходов травм, а также инвалидизации населения в результате травм.

Обратимся к статистике

Дорожно-транспортный травматизм представляет наибольшую опасность для здоровья и жизнедеятельности людей. По данным ГБДД, по всей России за прошлый 2017 год произошло около 170 тыс. ДТП. Эта цифра в сравнении с 2016 годом меньше на 2,5%. Тенденция снижения транспортных происшествий, безусловно, радует. Но число погибающих людей на дорогах страны по-прежнему остается крайне высоким. ДТП со смертельным исходом в 3–4 раза больше, чем в Европе.

Обратимся к статистике

За год погибло 19 тыс. человек. Это меньше на 6% с прошлым годом, но это совсем не утешительно. Цифра дорожно-транспортного травматизма составляет более 215 тыс. Минус 2,6%.

Концепция нулевого травматизма. Как это работает?

Представьте ситуацию: родитель впервые берет своего ребенка на руки. Вряд ли в вопросе безопасности его цель «запланировать снижение уровня рисков травматизма ребенка при играх на площадке на 82% и снизить количество ссадин и ушибов на 56% по сравнению с остальными одноклассниками в средней школе».

Цель — абсолютная безопасность ребенка. И вот это есть отношение! Это то, как мы можем относиться к безопасности другого человека. Даже иррациональность такого посыла совершенно не мешает вам опять и опять не отступать и не менять цель — ноль травматизма.

Именно так большинство родителей на всех уровнях сознания и подсознания строят стратегию безопасности ребенка в семье.

Почему же, когда мы переходим в промышленную среду, мы снижаем цель до какого-то процента? Если руководитель изначально считает нулевой травматизм утопией, то именно этот руководитель никогда не достигнет осознанной безопасности для сотрудников. Сам-то он осознает, что травматизм допустим, естественен и ничего с этими «работягами» поделать невозможно, все равно будут «лезть» куда не надо.

Приведу пример из опыта нефтяной компании.

  • До шестидесятых годов XX века нефть в Советском Союзе в основном добывали на Каспии и на Северном Кавказе. Месторождения в этих регионах разработали еще в царской России. За многие годы добычи там сложились нефтяные рабочие династии — традиции преемственности, семейные догмы безопасности.
  • После 60-х начали открывать первые нефтяные месторождения в Западной Сибири. Естественно, для начала добычи приглашали семейные династии из регионов Каспия и Кавказа. Вахтовым методом в западной Сибири с первых дней освоения нефтяных месторождений работали семейные бригады, в которых за многие годы были свои непреложные правила и уважение младших к старшим.
  • Через несколько лет количество месторождений выросло. Опытных бригад стало не хватать. Появились сборные бригады со всего Советского Союза.
  • Через три года, когда начали свою работу сборные бригады, кто-то из западных специалистов по охране труда, проведя наблюдения, сделал вывод о том, что травматизм у семейных бригад был в три раза меньше, чем у сборных. Почему? Потому что, например, если дядя увидел, что племянник работает в перчатках, из которых вылезли нитки, и отправил его сменить их, племянник сменит перчатки без лишних слов. Это отношение старшего опытного мастера к младшему. Младший же беспрекословно слушается.
Читайте также:  Можно ли делать общий наркоз при заболеваниях сердца?

Ключевой фактор рисков травматизма на производстве — отношение к своей жизни, к обязанностям и коллективу. Давайте разберемся, почему в разное время один и тот же работник может быть в разной степени подвержен риску травматизма, и ответим на вопрос, можно ли этим управлять?

Какие существуют причины производственного травматизма

Профилактика травматизма на производстве — это заблаговременное предотвращение несчастного случая. Комплекс процедур обеспечивает дополнительную безопасность сотрудников. Вот основные виды случаев:

  • авария на дороге;
  • падение с высоты;
  • земельные обвалы;
  • травматизм от летящих или движущихся предметов;
  • удар током;
  • очень высокие или низкие температуры;

Памятка по снижению травматизма

Какие существуют причины производственного травматизма
  • интоксикация вредными веществами;
  • излучения;
  • физические перегрузки;
  • удушье или утопление;
  • убийство или нанесение серьезных телесных повреждений;
  • травмы, образовавшиеся из-за контакта с животными;
  • стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, смерч и т. д.

Вероятность несчастных случаев определяется профессиональной деятельностью предприятия и условиями труда. Если в штате есть электрик, то есть опасность удара током, программист может получить облучение от компьютерной техники, а в области медицины большая вероятность ДТП, если медработник работает на скорой помощи. После подобных случаев болезнь сотрудника считается профзаболеванием. Именно поэтому стоит определить причины, связанные с производством:

  • технические недостатки оборудования;
  • неправильная эксплуатация техники;
  • нарушение или несовершенство технологического процесса;
  • несоблюдение правил безопасности;

Схема профилактики травматизма

  • ДТП;
  • плохая организация работ;
  • плохая обеспеченность безопасности на производстве или не качественный инструктаж сотрудников;
  • сотрудникам не предоставлены средства индивидуальной защиты;
  • использование рабочего места не по назначению;
  • нарушение дисциплины.
Какие существуют причины производственного травматизма

К сведению! Все причины делятся на несколько категорий. Они могут быть технического, личного характера или касающиеся организационных моментов.

Виды травматизма

Условия получения и последствия травм различны, что позволяет провести их классификацию.

  1. Транспортный травматизм:

    Этот вид травматизма включает группы людей, которые получили травмы в результате работы на транспорте или пользования транспортными средствами. В зависимости от транспортного средства, ставшего причиной травматизма, можно выделить автомобильный травматизм, железнодорожный, травматизм от водного транспорта и от воздушного.

  2. Производственный травматизм

    Этот вид травматизма включает в себя людей, которые получили повреждения в результате исполнения своих профессиональных трудовых обязанностей. Подвидами производственного травматизма являются промышленный травматизм и сельскохозяйственный.

  3. Уличный травматизм

    Включает в себя лиц, которые пострадали на улице. Повреждения при уличном травматизме чаще всего являются механическими и вызваны падением человека либо падением предмета с высоты на человека, а также конфликтными ситуациями, возникающими на улице.

  4. Бытовой травматизм

    Заключается в повреждениях, получаемых в бытовых условиях. Этот вид травматизма очень разнообразен по способам получения травм: это и повреждения в результате ремонта, и при пользовании неисправными бытовыми и электроприборами, и бытовые конфликты, и простое ведение быта способно нанести травму.

  5. Спортивный травматизм

    Этот вид травматизма объединяет людей, которые получили травму в результате занятий спортом, тренировок или на соревнованиях.

  6. Военный травматизм

    Для этого вида характерно получение травм во время прохождения воинской службы. Военный травматизм имеет два подвида: военный травматизм в мирное время и в военное время.

Читайте также:  Парентеральное питание алгоритм. Энтеральное и парентеральное питание

Статистика травматизма

Травматизм в составе общей заболеваемости имеет 15 %, а также является конкурентом заболеваний органов дыхания в структуре вновь выявленных заболеваний. На 1000 человек приходится 120-130 человек, получивших повреждния.

Мужчины более подвержены травматизм, количество травмированных мужчин в 2 раза выше, чем женщин. Причем этот показатель выше как в производственном, так и в непроизводственном травматизме.

Травмам наиболее подвержено молодое трудоспособное население.

Среди наиболее частых причин вызова бригады скорой помощи с последующей госпитализацией также являются травмы. Значительно увеличилось количество людей, имеющих тяжелые множественные травмы, что связывают с активным развитием автотранспорта.

Среди причин потери трудоспособности, то есть инвалидности, травмы также близки к лидерству, занимая второе место после сердечно-сосудистых заболеваний.

В структуре причин смерти получение травм является третьей и имеет тенденцию к увеличению.

Замечание 1

Следует отметить, что травмы являются причиной смерти чаще всего у лиц, не достигших возраста 30 лет. В этой категории людей, травмы являются причиной почти 60 % людей.

Если рассматривать структуру травм по их видам, то наиболее часто люди получают бытовые травмы, их значение достигает почти 70 % в структуре травматизма. Почти 20 % полученных травм наносятся на улице. Производственные травмы наблюдаются у 4 % людей, транспортные травмы характерны для 2 % травмированных, 1 % приходится на долю спортивных травм.

Статистика травматизма в России

Для России в целом характерны общемировые тенденции травматизма, но следует отметить, что в нашей стране ситуация с травматизмом несколько более острая.

Ежегодно от травм страдает более 13 млн. человек, значительное число которых заканчивается летальных исходом. На 1000 человек приходится 89 человек, получивших травму.

40000 человек в год гибнет от травм, полученных автотранспортом, более 35 тысяч умирают от отравлений, свыше 15 тысяч погибают от утопления.

Читайте также:  Гепатоцеллюлярный рак печени: прогноз жизни, симптомы и лечение

Особо тревожат данные по самоубийствам, свыше 56 тысяч ежегодно решают окончить жизнь самостоятельно, свыше 40 тысяч погибают в результате убийства.

  • Несмотря на усилия и системы здравоохранения, и системы правоохранительных органов и иных органов, деятельность которых направлена на профилактику травматизма, в России существует тенденция к росту количества травм, полученным тем или иным путем.
  • Значительное количество травм получают дети, порядка 1/5 части во всей структуре травматизма.
  • По характеру повреждений наиболее часто наблюдаются поверхностные травмы (почти треть всех травм), открытые раны (почти 20 % травм), вывихи и растяжения (более 10 % травм).

Рассматривая структуру травматизма по причинам получения травм, можно отметить, что четверть травм получается на улице, более пятой части травм получаются в быту, пятая часть травм носит производственный характер, 5 % спортивный и т.д.

Замечание 2

Таким образом, травматизм является актуальной медико-социальной проблемой, поскольку несет негативные последствия не только для человека, получившего травму, но и для общества.

Травмированный человек становится временно нетрудоспособным либо полностью утрачивает трудоспособность, нанося урон экономике.

Также, медицинское обслуживание и социальные выплаты получившему травму ложатся дополнительной нагрузкой на бюджет.

Заключение

У работодателя в распоряжении есть достаточное количество способов оценки и анализа случившихся производственных травм. Данные методы позволяют ему вывести полную статистическую картину по всем несчастным случаям на производстве и определить главные причины травматизма на предприятии. Но, несмотря на это, основная проблема травматизма заключается в человеческом факторе, который очень сложно предугадать, а потому сложно предупредить.

Советуем почитать: Профилактика и предупредительные меры по сокращению профзаболеваний и производственного травматизма